Советы дефектолога

Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь.»

В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.

        Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.

        Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

        Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

        Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:

        «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,                (Хлопки ладонями и удары кулач-

Продает она орешки.                ками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,                (Загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке.                 начиная с большого.) Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Кому в платок,                (Ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зобок,                удары кулачками.)

Кому в лапочку.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:        (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,        (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?        (Хлопают попеременно в ладоши

Как узнать?        и ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

 «ИГРУШКИ»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд                (Попеременно   хлопают   в    

Куклы  Катины сидят:                ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя,  Буратино,                (Загибают поочередно все

И веселый Чиполлино,                 пальчики.)

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре,  пять.        (Разгибают поочередно

                пальчики.)

Помогаем  нашей  Кате                (Попеременно   хлопают   в    

Мы игрушки сосчитать.                ладоши и стучат кулачками.)

 «МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре,        (Загибают пальчики по одному.)

пять,

Мы во двор пришли                («Идут» по столу указательным и

гулять.                                средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,            («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками                («Крошат   хлебушек»   всеми  

кормили,                пальчиками.)

С горки мы потом            (Ведут  указательным   пальцем   правой

катались,                        руки  по ладони левом   руки.)

А еще в снегу валялись.                (Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой                        (Отряхивают ладошки.) пришли.

Съели суп  и спать легли.        (Движения воображаемой ложкой; руки  под  щеку.)

«Варим суп»

Хозяйка однажды с базара пришла.                (Шагаем пальчиками по ногам

Хозяйка с базара домой принесла:                от бедра к коленкам.)

Капусту,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                Морковку,

                        Горох,

                                Петрушку

                                        И свёклу.

                        Ох!

Вот овощи спор завели на столе.                (Попеременные движения обеими руками:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:        кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)

Капуста,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                Морковка,

                        Горох,

                                Петрушка

                                        И свёкла.

                        Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла        (Ребрами ладошек обеих рук стучим по

И ножиком этим крошить начала:                ногам, имитируя работу ножа.)

Капусту,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                Морковку,

                        Горох,

                                Петрушку

                                        И свёклу.

                        Ох!

Накрытые крышкою в душном горшке        (Ладошки обеих рук соединить и

Кипели, кипели в крутом кипятке:                держать в горизонтальном положении.)

Капуста,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                Морковка,

                        Горох,

                                Петрушка

                                        И свёкла.

                        Ох!

 И суп овощной оказался неплох!                (Имитация движений работы ложкой.)

 «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                (Круговые движения кулачками рук.)

Много нас,                                (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа.                (Дети загибают поочередно пальцы.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.        

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                 (Поглаживание ладонью правой

                                        руки тыльной стороны левой руки.)

Он сердит на нас -                 (Сомкнуть пальцы обеих рук.)

Беда!!!                                (Руки прижать к щекам. Покачать

головой.)

Разбегайтесь -                         (Бегут пальцами по коленкам.)

Кто куда!                                (Руки спрятать за спину.)

Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

 Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют  «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно  касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

        Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…

 

свернуть

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

свернуть

10 простых советов учителя-дефектолога родителям

 

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких, как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, что видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?" вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
  10. Закрепляйте знание ребенком геометрических фигур и объемных форм (КРУГ, КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, МЯЧ, КУБИК, ПИРАМИДА). Учите сравнивать по величине: БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ; БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ.
  11. Ежедневно заостряйте внимание ребенка на временных отрезках суток: ДЕНЬ-НОЧЬ -УТРО -ВЕЧЕР   в соответствии с характерной для них личной деятельностью ребенка.
  12. Пересчитывайте с ребенком предметы, игрушки, учите отвечать на вопрос «Сколько?» (называть итоговое число).

Практикуйте ребенка в различении ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ руки в действиях с предметами, учите определять направление от себя.

свернуть

ПОИГРАЙТЕ  С РЕБЕНКОМ  ДОМА

      

                  Рассказ в картинках

  • Перемешайте фотографии и разложите их на столе перед ребёнком.
  • Попросите ребёнка вспомнить последовательность событий, изображенных на этих снимках, и разложить их в соответствующем порядке.
  • Предложите рассказать о том, что изображено на фотографиях.
  • Подскажите, если у ребенка возникнут затруднения.

               Вариант игры.

 Выберите по несколько фотографий, изображающих разные события, например  

День рождения мамы (папы), поездка на море, празднование Нового года. Разложите их 

перед ребенком и предложите рассортировать в хронологическом порядке.

                    Изменённые голоса

  • Поговорите с ребенком о том, какими способами можно изменить голос.
  • Выберите какую-то простую фразу, например: «Я люблю мороженое» - и предложите ребенку произнести ее разными способами: 

- зажав нос,

- сложив руки чашечкой вокруг рта,

- поджав губы,

- зажав рот рукой,

- тихо(громко),

- пропевая слова.

       Обыгрывание звуков

  • Предложите ребенку произнести звуки, которые издает тот или иной предмет, например, пожарная машина, барабан, труба и др.
  • Пусть ребенок составит предложения со словами-названиями этих предметов.
  • Попросите ребенка, чтобы при произнесении предложений эти слова он заменял соответствующими звуками:

- Я вижу огонь. Видимо, начался пожар. Сюда подъезжает …(звучание сирены пожарной машины). И т.д.   

    Отправляемся за покупками

  • Побеседуйте с ребенком о разных видах магазинов, в которых он любит делать покупки.
  • Решите вместе. в какой магазин вы сейчас якобы отправитесь.
  • по сигналу «Начали!» засеките, сколько разных вещей ребенок сможет купить в этом магазине и назвать их. Используйте секундомер. 

 

Получайте   удовольствие  от  каждой  минутки  совместного  времяпровождения со своим малышом.

                                                                                        Желаю  вам  успехов!

свернуть

Советы родителям неговорящего ребенка

Советы родителям неговорящего ребенка

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".
свернуть
Меню раздела