Инклюзивное образование

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПАМЯТКА СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет.

Справочно: Обязательное условие — чтобы трудоспособный отец в полной семье или родитель в неполной семье работали в Республике Беларусь или были заняты в предшествующем году не менее 6 месяцев, а также работали (были заняты) на момент обращения за пособием.

Срок подачи заявления для назначения пособия: Пособие назначается со дня установления инвалидности, и далее – ежегодно на календарный год.  При обращении по истечении 6 месяцев  со дня возникновения права, пособие назначается с даты подачи заявления.

Пособие назначается на всех детей старше 3 лет, воспитываемых в семье.

Размеры пособия: на ребенка-инвалида – 70% БПМ,

на других  детей – 50% БПМ.

Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, фактически осуществляющие уход за ним, если они не имеют иных видов занятости, кроме  занятости на следующих условиях:

  • работающие на условиях неполного рабочего времени (не более 0,5 ставки) или работающие на дому;
  • получающие пенсию либо ежемесячную страховую выплату от «Белгосстраха»;
  • являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством, либо не осуществляющие предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе её прекращения;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком – инвалидом или другими детьми до достижения ими возраста 3 лет, или академическом отпуске.

Другие лица имеют право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет при условии, если они не работают (не служат), не обучаются и не имеют иных видов занятости.

Размеры пособия: на ребенка с I, II СУЗ – 100% БПМ,

на ребенка с III, IV СУЗ – до 3 лет – 100 % БПМ, после 3 лет – 120 % БПМ.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается независимо от назначения на ребенка-инвалида других видов пособий.

Льготы семьям с детьми-инвалидами:

  • Одному из родителей, в семье которого воспитывается ребенок-инвалид, предоставляется по его желанию дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования и (или) один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя (на одной неделе допускается не более одного свободного от работы дня);
  • Предоставляется право на возможное оказание малообеспеченным гражданам государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного или единовременного социальных пособий;
  • Возможность оказания материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения и всевозможную гуманитарную, психологическую, юридическую помощь, услуги няни;
  • Право на досрочную пенсию родителям детей – инвалидов. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью.

Прием документов осуществляется по заявительному принципу.

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДО 18  ЛЕТ

Порядок обеспечения населения санаторно-курортным лечением определен Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006г. №542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения».

 

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДО 18  ЛЕТ

Порядок обеспечения населения санаторно-курортным лечением определен Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006г. №542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения».

Путевки для детей-инвалидов за счет средств республиканского бюджета выделяются и выдаются по решению Представительств Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения по месту жительства граждан. Контакты и время работы специалистов Представительств размещены на сайте Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения www.rco.by.

Для выделения путевки  граждане подают письменное заявление с приложением медицинской справки о необходимости санаторно-курортного лечения и копии удостоверения ребенка-инвалида. При наличии заключения о необходимости сопровождения выделяются путевки и ребенку, и сопровождающему. Путевки выделяются бесплатно.

Также для детей-инвалидов может быть выделена путевка по месту работы одного из родителей за счет средств государственного социального страхования. Для ее получения необходимо обратиться в комиссию по оздоровлению по месту работы. Путевки в детские санатории выдаются бесплатно.

Лицам, имеющим право на санаторно-курортное лечение и оздоровление  за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета, может быть выделено в течение календарного года не более одной путевки.

 

                                 

Международный день

борьбы за права инвалидов

 

Ежегодно 5 мая отмечается Международный день борьбы за права инвалидов. Целью мероприятия является привлечение внимания сообщества и властей к проблемам, связанным с защитой прав людей с ограниченными возможностями. В любом государстве необходимо создавать все возможные условия не только для жизни, но и развития, адаптации данной категории граждан. Инвалиды должны иметь равные права со всеми членами общества.

5 мая 1992 года 17 европейских стран провели первый общеевропейский день борьбы за соблюдение прав инвалидов и исключение случаев дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 1 миллиарда людей (а это почти 15 % мирового населения) имеют какую-либо форму инвалидности. Более 100 миллионов инвалидов – дети.

13 декабря 2006 года ООН была принята Конвенция о правах инвалидов, которая призвала наделить людей с ограниченными возможностями равными правами в обществе. Документ вступил в силу 3 мая 2008 года после ратификации его 50 государствами. Конвенция направлена на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.

Среди основополагающих принципов нормативного акта – уважение человеческого достоинства и независимости, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор; вовлечение людей с ограниченными возможностями в жизнь общества; равенство возможностей; равенство мужчин и женщин; уважение способностей детей-инвалидов и их права сохранять свою индивидуальность.

В Международный день борьбы за права инвалидов во многих городах проводятся акции, конференции и митинги с целью отстаивания права данной категории граждан быть полноценными членами общества.

 

 

 

 

                   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

                ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Процесс перехода к инклюзивной школе – это процесс изменения всего образовательного учреждения, направленный на устранение барьеров для равноправного и открытого участия всех детей в учебном процессе и жизни школы. При этом актуальным становится создание системы критериев для анализа и оценки происходящих инклюзивных процессов.

Английские авторы Тони Бут и Мел Эйнскоу (См.: Бут, Т. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Вогана; пер. с англ.  И. Аникеев. – М.: РООИ «Перспектива», 2007. – 124 с.) предлагают три взаимосвязанных направления реализации инклюзии в учреждении образования. По каждому направлению выделяется ряд критериев – индикаторов, которые позволяют проводить оценку уровня внедрения инклюзии в учреждении.

Данная публикация представляет модель адаптации критериев оценки инклюзии, разработанных зарубежными авторами к условиям Республики Беларусь. Для определения показателей (индикаторов) может применяться подход, включающий оценку среды образовательного учреждения по трем направлениям: уровень доступности образования, деятельность коллектива по созданию инклюзивной культуры и степень реализации инклюзивной практики. В свою очередь каждое направление может быть представлено рядом показателей (индикаторов):

  1. Доступность образования:
    1. Близость расположения образовательного учреждения к месту жительства ребенка с особенностями психофизического развития – ребенок с особенностями психофизического развития имеет возможность обучаться и воспитываться в учреждении образования,  расположенном в непосредственной близости от дома.
    2. Доступность здания, помещений –  организация и создание в учреждении образования пространственных ресурсов, обладающих необходимым  стимулирующим и поддерживающим потенциалом, безбарьерной среды.
    3. Доступность образовательной среды – индивидуальный подбор образовательной среды, использование в процессе  обучения детей с особенностями психофизического развития адаптивных технологий, технических средств обучения, средств специального назначения и т.д.
    4. Наличие в штате сотрудников образовательного учреждения ассистентов педагогов для оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса для детей с выраженными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, незрячих, с расстройствами аутистического спектра и др.
    5. Привлечение специалистов (инструкторов ЛФК, физиотерапевтов, медицинских работников и т.д.) к оказанию необходимой коррекционной помощи в условиях учреждения образования.

Однако необходимо отметить, что наличие в школе пандусов, лифтов и других средств, облегчающих передвижение, не означает, что она является инклюзивной. Не менее важным является готовность и способность всех участников образовательного пространства к взаимодействию с детьми с особенностями психофизического развития, принятие принципов и ценностей инклюзивного образования.

  1. Создание инклюзивной культуры.

2.1. Готовность и способность сотрудников образовательного учреждения к работе с детьми с особенностями психофизического развития:

- принятие принципов и ценностей инклюзивного образования;

- проведение для педагогов тренингов по инклюзивной практике;

- сотрудничество и кооперация: командное взаимодействие участников инклюзивного образования;

- организация системы оказания консультативной помощи специалистам учреждения образования, и, прежде всего, – не имеющим специального образования;

- систематическое повышение квалификации специалистов инклюзивного образования.

2.2. Готовность и способность учащихся к совместному обучению и взаимодействию в условиях инклюзивного образования:

- проведение для учащихся системы тренингов по формированию толерантности к лицам с особенностями психофизического развития – использование активных форм работы по формированию у нормально развивающихся учащихся терпимости, сочувствия к детям с особенностями психофизического развития, развитию эмпатии, идентификации обычных учащихся себя со сверстниками с особенностями развития;

- проведение тренингов межличностного взаимодействия по гармонизации взаимоотношений в детском коллективе, включению детей с особенностями психофизического развития в коллектив, обучению учащихся конструктивным формам взаимодействия.

2.3. Организация взаимодействия с родителями:

- информированность родителей об особенностях инклюзивного образования, принятие ими инклюзивных ценностей;

- сотрудничество семьи и образовательного учреждения – обеспечение активного участия родителей ребенка с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательном процессе;

- взаимодействие семей-участников инклюзивного процесса (организация совместной деятельности, активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях семей детей с особенностями психофизического развития и семей нормально развивающихся детей).

Третье направление (развитие инклюзивной практики) подразумевает включение учащихся с особенностями психофизического развития в учебный процесс, что достигается созданием учителем условий для активного участия  ребенка с особенностями психофизического развития в учебной деятельности во время урока, организацией атмосферы сотрудничества.

3.  Развитие инклюзивной практики:

3.1. Степень включенности  учащихся с ОПФР в учебный процесс во время урока – создание учителем условий для активного участия ребенка с особенностями психофизического развития в учебной деятельности во время урока с учетом его возможностей и уровня развития.

3.2. Взаимодействие учащихся в ходе учебной деятельности – организация педагогом атмосферы сотрудничества на уроке, свободное обращение за помощью к одноклассникам учащихся с особенностями психофизического развития, предложение помощи со стороны нормально развивающихся учащихся.

3.3. Уровень благополучия микроклимата  детского коллектива – социометрический статус детей с особенностями психофизического развития, уровень сформированности коллектива, деятельность педагога по оптимизации межличностного общения в детском коллективе.

3.4. Стимулирование и поощрение педагогами дружеских отношений с учащимися с особенностями психофизического развития.

3.5. Демонстрация коллективных и индивидуальных достижений учащихся.

3.6. Степень участия детей с особенностями психофизического развития во внеклассных и внешкольных мероприятиях – создание в учреждении образования условий для активного участия детей с особенностями психофизического развития во внеклассных и внешкольных мероприятиях с учетом их особенностей и возможностей.

Необходимо отметить, что только комплексная деятельность учреждения образования по реализации всех трех направлений обеспечивает создание инклюзивного образовательного пространства.

Используя предложенные критерии, учреждение образования может разрабатывать индивидуальные программы реализации инклюзивного образования.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

  • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. 
  • Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.
  • Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
  • Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Недавние исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7–8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи.
  • Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.
  • Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.
  • Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.
свернуть

Информация для родителей и педагогов

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в учреждении дошкольного образования здоровых детей и детей с особенными потребностями. В этой статье освещены ответы на самые часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Республики Беларусь общие положения о специальном образовании, об интегрированном обучении детей закреплены в Кодексе Республики Беларусь  об образовании.

Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество. Статья 256, п.1. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания. Группа интегрированного обучения и воспитания – группа, в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития. Статья 268, п.9.

На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года.  Практически во всех крупных городах Республики Беларусь имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, медицинскую справку о состоянии здоровья, заключение медико-педагогической комиссии и направление в учреждение дошкольного образования.

Источники:

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв.2014г. – Минск: Нац.центр правовой информ. Республики Беларусь, 2014. – 400с.

2. http://www.asabliva.by, дата доступа 04.09.2017

3. http://autismschool.by/inklyuziya-v-belarusi1/proekt-koncepcii-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html, дата доступа 04.09.2017

4. http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_122_1.htm, дата доступа 04.09.2017

5. http://www.univer.by/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-belarusi/10150, дата доступа 04.09.2017

свернуть